«Он был щедр и внимателен к тем, в ком он видел искру Божью»

Павлов Борис

Борис Павлов и его выставка «Деревня глазами дачника»

Борис Павлов, член Союза Художников СССР

Впервые я услышал имя Марк Малютин, будучи еще учеником художественного училища. Наши преподаватели говорили, что в союзе художников города Иваново есть, работает, и очень успешно, талантливый художник, учившийся в нашем училище еще до войны.
Однажды, проходя по улице Горького в Москве (я тогда был студентом Суриковского института), я наткнулся на рекламный плакат у выставочного зала СХ. На нем крупными буквами были написаны хорошо известные мне фамилии – Марк Малютин, Евгений Грибов. Это была отчетная выставка художников из Иванова после творческой командировки в Албанию. Выставка меня потрясла своей мощной уверенной изобретательностью, крепкой, верной лепкой формы, до отчаянности смелым цветовым решением. Я долго не мог прийти в себя, а уходил удовлетворенный, с душевным подъемом, что есть художники не только в Москве, и которые на равных выступают в столице.
Читать Далее:

«Блистательный Марчелло»

Mizonova

Профессор Наталья Мизонова

профессор Наталья Мизонова

Мы поехали за грибами, предварительно заехав  на базар в Шуе, где Марку Ивановичу понадобилось купить корзинку. Жена, Софья Тимофеевна, её племянница Ада и я, знаток и консультант, обрадовались случаю лишний раз побывать на рынке, но бегали по нему недолго: на рынке было полно грибов и всем хотелось скорее в лес. Потому вернулись, забились в машину и поехали, остановились в понравившемся месте и быстренько пошли в лес. Не успели, как следует, разобраться, куда идти, как требовательно зааукал с поляны на краю леса Марк, и все вернулись к машине. А там картина: Марк сидит на земле около «Волги», рядом с ним корзина уже полная белых и обычным своим великодушно-снисходительным тоном изрекает, какие же все бабы дуры, лезут как ведьмы очумелые в чащу, когда на полянке у машины полно грибов. Не грибы вам нужны, а чаща. Тут кто-то обещал найти места, рассказывал случаи из жизни, летел впереди всех, девки на тебя надеялись. Я никуда не лез — а вот набрал. Наши сердца упали, мы требовали указать точно места, где он нашел эти грибы, и только прозорливая Софья Тимофеевна вдруг догадалась: да он их купил на базаре! Смех, обида, повторный замедленный заход в лес. Шутка удалась и закончилась. Марк открыл этюдник и забыл про нас. Начал писать этюд, который потом мог оказаться где угодно: от музея до помойки. Как повезёт.

Читать далее

«Дело Рук, Ума и Таланта»

Наталья Мизонова

Вячеслав Зайцев и Наталья Мизонова

Наталья Мизонова — Заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников РФ и Союза дизайнеров РФ, академик Национальной Академии Индустрии Моды

Марк Иванович Малютин был эпохой художественной жизни Иванова. Он ушел от нас, растерянных и погруженных в суету поиска нового, но уже начавших понимать, какой мощной и необходимой для каждого личностью был председатель Ивановской организации Союза художников. Он создал многое. На пустом месте слепил Союз художников в Иванове.
Сила обаяния личности Малютина притягивала к нему людей, и он создал не просто Союз, а одну из лучших региональных организаций художников. Он построил для организации Дом. Тот, который при нем мы гордо называли Домом художника. Где все было сделано достойно и по уму. По его уму – и лучший среди многих городов выставочный зал, и мастерские для всех – для комбината, где работали художники, для ведущих художников, и их квартиры. Если бы сейчас, когда выставочный за занят под торговлю. На бывшем творческом складе продают обувь. А художники сами уезжают из мастерских, кто-то бы сказал, что будет вновь такой Дом, мы сказали бы, что это пустые мечты. А Малютин сделал все это действительно на пустом месте. Мы – не сберегли.

Читать далее

«Марк Иванович Малютин»

Руфель Михайлов

Художник Руфэль Михайлов за работой, июль 2012 (фото: Евгений Федоткин)

Руфэль Михайлов, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат премии имени Марка Малютина

Марка Ивановича я впервые увидел, будучи студентом 1 курса художественного училища, весной 1952 года на монтаже областной выставки в здании краеведческого музея имени Бурылина. Он живо и стремительно подвигал лестницу к своей картине – пейзажу «Горы Кавказа – ущелье», и что-то там кистью живо правил. Еще один из моего курса, Витя Беляев, намного старше меня, он после армии, матрос, такой курчавый, преуспевал у нас в технике «акварель», которую, очевидно любил, консультировался у Марка Ивановича на счет акварели, а мы, студенты, помогали развешивать работы.

Читать далее