«Марк Иванович Малютин»

Руфель Михайлов

Художник Руфэль Михайлов за работой, июль 2012 (фото: Евгений Федоткин)

Руфэль Михайлов, заслуженный художник Российской Федерации, лауреат премии имени Марка Малютина

Марка Ивановича я впервые увидел, будучи студентом 1 курса художественного училища, весной 1952 года на монтаже областной выставки в здании краеведческого музея имени Бурылина. Он живо и стремительно подвигал лестницу к своей картине – пейзажу «Горы Кавказа – ущелье», и что-то там кистью живо правил. Еще один из моего курса, Витя Беляев, намного старше меня, он после армии, матрос, такой курчавый, преуспевал у нас в технике «акварель», которую, очевидно любил, консультировался у Марка Ивановича на счет акварели, а мы, студенты, помогали развешивать работы.

Вначале 1-го курса было общее собрание художественного училища, и студенты старших курсов просто требовали вернуть им Марка Ивановича Малютина, который преподавал у них. Непосредственное знакомство с ним у меня произошло перед защитой диплома в 1956 году в начале лета. Он, в сопровождении моего руководителя Калашникова Д.И., обходил классы, где студенты работали над дипломами. Зашли в класс, где мы вдвоем с Хреновым С. Работали над своими дипломами. Хренов С. Над дипломом «Ленин В.И. в Шушенском, а я над своей «На ферме», доярка свою любимую корову кормит хлебом.
Очевидно, Марка Ивановича впечатлила моя работа, и он потребовал, чтобы мне дали отдельный класс, ибо вдвоем было тесно. На защите диплома Марк Иванович Малютин был председателем приемной комиссии. Защита моя прошла успешно, за неделю я успел сделать второй вариант диплома, который и остался в училище, а первый вариант, где доярка в белом платке пуховом, с доработкой небольшой, был моей собственностью, как творческая работа. И Марк Иванович пригласил меня на следующий день в Союз художников на беседу, где предложил мне войти в свой коллектив творческих работников, Союз ивановских художников, работы которого должны были выставляться впервые в городе Москве, отдельно в августе.
Оказали мне творческую (денежную) помощь, для доработки этой работы «На ферме», включив ее в состав других работ, отобранных на художественную выставку в августе 1956 года в город Москву.

Картина «На ферме» вошла в экспозицию ивановских художников в городе Москве в августе 1956 года. Там на выставке я снова встретился с Марком Ивановичем Малютиным, сообщив ему, что со мной заключили договор на картину «На ферме» к юбилейной выставке художественной 1957 года.

В начале января 1960 года я приехал из армии в отпуск в город Иваново и встретился с Марком Ивановичем Малютиным в его новой мастерской, в новом выстроенном здании ивановского Союза художников. Я был в шинели и служить мне оставалось несколько месяцев. Мы с ним побеседовали о житейских трудностях художника, и он мне посоветовал в студию имени Грекова устроиться. Но меня не взяли. По окончании службы в армии я решил ехать в город Иваново, будучи кандидатом в члены Союза художников.

Я встретился с Марком Ивановичем и переводом из Тульского Союза художников перешел в Ивановский Союз художников.
С осени 1960 года я взял разрешение на меланжевый комбинат от Союза художников и интенсивно делал зарисовки для картин и портретов на Меланжевом комбинате. В середине марта 1961 года я пригласил Малютина М.И. на Меланжевый комбинат посмотреть мои работы. Он приехал ко мне с Родионовым В.В. и сказал, что дело у меня идет лучше, и к такому-то числу привезти в Ивановский Союз художников несколько работ и показать областному выставкому. Что я и сделал. Со мной заключили на два портрета договор, к осени я их завершил и сдал в ноябре 1961 года.

Начало 1962 года я работал над картиной «Ткачиха в работе за станком» на Меланжевом комбинате, которую начал еще летом 1961 года. В апреле 1962 года я пригласил на Меланжевый комбинат Марка Ивановича Малютина. Он видел, что я занимался только творчеством. Спросил меня, сколько мне нужна творческая помощь. Я сказал ему, и он мне ответил, чтобы я написал заявление, и через некоторое время мне ее дали. Картина – холст, начатый с жанровой зарисовки на фабрике имени Дзержинского летом 1964 года. Периодически я к нему возвращался летом 1966, летом 1969. А затем весной 1985 года. И когда к лету 1987 года велась работа к республиканской юбилейной выставке, я собирал этюды и зарисовки на комбинате имени Самойлова, и затевал что-то новое. Художник Крутов В.М. по соседству с моей мастерской, делал картон по заказу, и когда зашел ко мне, увидев холст изображенных двух девушек, начатый в 1964 году, сказал: «Что ты затеваешь новое, взял бы и доделал этот холст. Время мало до Республиканской выставки 1987 года». Я послушал его совета, и как ни тяжело возвращаться к холсту старой работы, я решил доработать. Ходил на комбинат имени Самойлова, делал этюды для фона и немного работал над фигурами. Фон в картине переделал, стал лучше. И когда в конце июля 1987 года, не помню конкретно число, жанровую картину, начатую в 1964 году, я принес в Дом художника, выставком уже прошел, и в зале было пусто. Машина была загружена битком, задний борт был открыт. Малютин Марк Иванович многие годы был нашим председателем Союза, болел за весь коллектив. Я забежал к Марку Ивановичу в мастерскую, он мне сказал, чтобы я шел вниз в зал, что сейчас идет.

Мы спустились в зал, я держу свою работу на мольберте с наклоном, он говорит, что намного стало лучше. Похвалил меня. Затем он попросил у художника Ниткина Г.А. со склада охру светлую, сиену натуральную, черную, краплак красный и белила масляные, затем две широкие кисти.

На импровизированной палитре, стекло попалось под руку, он в течение часа с небольшим ожесточенно работал над всем холстом, в основном над фоном, затем мы с ним вдвоем запихали картину в машину, он махнул рукой и пошел. Сказал своему секретарю, чтобы включил работу в протокол.

1 августа я отдохнул, а со 2 начал писать большой натюрморт с цветами роз и смело так же распоряжался с холстом, как Марк Иванович Малютин на моем холсте. 5 августа перечислили, чья работа прошла в городе Москве на Республиканскую выставку, в том числе была и моя работа. Эти розы я беспрерывно писал две недели и посвятил их Малютину Марку Ивановичу.

Руфэль Михайлов

4 марта 2003 года